Как оформить наследство в Украине?
Покидая этот мир, человек оставляет после себя все, что принадлежало ему, в том числе и свое имущество. Судьба этого имущества определяется нормами законодательства.
Возможность ознакомиться с правовой информацией с помощью книг или сети INTERNET есть у каждого наследника. Однако, часто такое самообразование откладывается «на потом», а полученная в результате информация не всегда правильно воспринимается. Возникает много вопросов, на которые нужно дать своевременные ответы.
Как показывает практика, наиболее часто наследники задают следующие вопросы:
- Кто имеет право на наследование?
- Как заявить свои права на наследство?
- Где оформлять наследство?
- Какие сроки предусмотрены для оформления наследства и каковы последствия их пропуска?
- Какие документы необходимы для оформления наследства?
- Какой порядок оформления наследства в Украине?
- Какие обязательные платежи при оформлении наследства в Украине?
- Какой размер налога на наследство в Украине и как его избежать?
Итак, если наследодатель оставил завещание, то наследуют наследники, указанные в завещании. Законом установлено исключение из этого правила – есть наследники, имеющие право на обязательную долю в наследуемом имуществе: малолетние, несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные вдова (вдовец) и родители. Эти лица независимо от содержания завещания наследуют половину доли, которая принадлежала бы каждому из них при наследовании по закону.
Если же завещания нет, или если указанные в завещании наследники отказались от наследства – наследство переходит к наследникам по закону согласно очередям наследования, предусмотренным Гражданским кодексом Украины.
Есть несколько вариантов как вступить в наследство в Украине:
- Подать заявление о принятии наследства нотариусу. Если дата смерти до 1 июня 2009 года, то обращаться следует только к государственнмоу нотариусу.
- Вступить и принять наследство автоматически (при условии, что постоянное место жительства наследника совпадало с местом жительства наследодателя на день его смерти, либо наследником является несовершеннолетний ребенок наследодателя, недееспособное лицо или лицо с ограниченной дееспособностью).
Действия по открытию наследственного дела и выдаче свидетельства о праве на наследство может совершить государственный или частный нотариус. Обращаться нужно к нотариусу по месту регистрации умершего наследодателя.
Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Украины для принятия наследства или для отказа от него установлен 6-ти месячный срок. Это значит, что подавать такие заявления нужно не после шести, а в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.
Перечень необходимых документов зависит от способа наследования.
При наследовании по завещанию необходимы такие докменты:
- заявление о принятии наследства по завещанию;
- копия гербового свидетельства о смерти;
- справка о последнем месте проживания наследодателя;
- завещание (оригинал);
- паспорт наследника;
- справка о присвоении наследнику идентификационного налогового номера;
- правоустанавливающие документы на имущество (свидетельства, договоры, решения судов и т.п.).
При наследовании по закону перечень документов аналогичен за исключением некоторых моментов:
- не нужно подавать оригинал завещания.
- дополнительно предоставляется свидетельство о рождении наследника.
- отличается форма заявления о принятии наследства.
В зависимости от ситуации, список необходимых документов может изменяться.
При наследовании недвижимости, как правило, проводится ее техническая инвентаризация специалистами БТИ.
С 1 января 2013 года порядок оформления наследства претерпел изменения, став проще и сложнее одновременно. В частности теперь наследникам не нужно регистрировать свои права в БТИ. Регистрацию права собственности теперь совершает нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство.
Подробнее о налогообложении наследства Вы можете прочитать в статье Налог на наследство в Украине.